Большинство из нас, услышав имя Михаила Булгакова, невольно вспоминает произведение Мастер и Маргарит», хотя у автора много и других замечательных произведений. И в этом нет ничего удивительного, ведь это не только главное произведение автора, но и его любимое. Сам автор оценивал его как свой «последний закатный роман».
Хотя Булгаков родился в семье священнослужителя, отец его не хотел, чтобы его сын пошел по стопам отца. После его смерти молодой Булгаков поступает в медицинский факультет Киевского университета, по окончании которого успешно практикует. О том, как он серьезно относился к медицинской деятельности, можно судить по таким его произведениям, как «Записки юного врача», «Морфий», которые не лишены автобиографичности.
Дебютировал писатель как драматург. Во Владикавказе в 1920 году успешно прошел его спектакль «Братья Турбины».
Будучи свидетелем Первой мировой, а затем гражданской войн, Булгаков как истинный писатель не мог не выразить свои взгляды на эти исторические события. Так, в 1920-1922 годах создается роман «Белая гвардия», в котором писатель устраивает художественный суд над событиями, свидетелями которых он был. Уже в этом романе появляется фантастический элемент, который значительно усиливается позже в романе Мастер и Маргарита. Такой элемент нужен был автору для передачи всего того отрицательного, нелепого, всех тех социально-моральных уродств, свидетелями которых он становился.
Пьеса Булгакова «Бег» была оценена критикой рапповцев как оправдывающая белое движение. Его запретили ставить даже Станиславскому. Вообще, в 20-30-е годы писательское положение Булгакова становится бедственным, почти все его пьесы отклоняются. Но вскоре ему удается устроиться в Художественный театр на штатную должность. Возможно, этому способствовал невероятный интерес Сталина к пьесе «Дни Турбиных».
Все последние годы, вплоть до смерти в 1940 году, писатель посвятил работе над основным своим произведением «Мастер и Маргарита». Примечательно, что до сих пор вопрос о жанровой принадлежности романа остается открытым. Автор на фоне современной ему жизни 20-30-х годов затрагивает тему взаимоотношений между художником и обществом. При этом наблюдается сложное сплетение реализма, фантастики и сатиры, которое придает произведению своеобразный колорит и позволяет говорить о продолжении писателем лучших традиций Гоголя и Достоевского.