Умение сочинять стихи во многих культурах для образованных людей обязательным считалось сочинение стихов. В Древнем Китае государственные чиновники по стихосложению сдавали экзамены. Кроме боевых искусств, японские самураи изучали искусство стихосложения. Это все далеко не случайно. Сочинение стихов развивает речь, художественный и литературный вкус, так что тот, ктов 3 классе пишет стихи развит на порядок выше своих сверстников.
Повышает интеллектуальный уровень и развивает образное мышление. Стихосложение заставляет внимательно относиться к слову, повышает грамотность в самом широком смысле – стилистическую грамотность, как способность использовать богатство устной и письменной речи. Есть люди, которые к поэзии имеют природное призвание, осваивающее интуитивно правила стихосложения. Даже поэтам полезно заниматься теорией стихосложения. Это расширяет поэтический репертуар, ускоряет сочинительский рост.
Не у всякого человека чувства и мысли облекаются в поэтические образы; без предварительной подготовки не всякий может выразить их музыкально и живописно. Человек с ярко выраженными способностями к поэзии, который ощущает необходимость выражать чувства и мысли музыкальным языком, не станет поэтом без освоения форм и законов стихосложения. Других руководств по стихосложению нет, кроме написанных очень давно, запутанных и непрактичных, вышедших из употребления.
Теория поэзии преподается в некоторых школах, но обучить стихосложению детей, как правило, не удается. Всю теорию поэзии часто сводят к перечислению ямба, хорея и др. Важное для русского стиха понятия стопы не вводится вообще. Следовательно, не дается представление о размерах стиха, трехстопном амфибрахии, четырехстопном ямбе. В продвинутых литературных программах вводятся некоторые понятия, но очень поверхностно, без практической отработки. Виды рифм и схемы рифмовки читаются за пять уроков. В такой короткий срок овладеть сложным материалом – задача невыполнимая.
Научиться различать за такой срок женскую, мужскую, кольцевую рифмовки, освоить сравнения, метафоры, невозможно. Научиться применять на практике полученные знания – это из области фантастики. Мы в донном руководстве постарались пошагово, очень подробно и ясно изложить теоретическую программу и практику стихосложения. Ответы на хитрые задания даны в конце пособия. Можно использовать пособие в частных и государственных школах на уроках литературы, индивидуальных занятий с ребенком, на факультативных занятиях.